• 1
  • 2

О ЙОГЕ

Этимология слова «йога» происходит от корня «юдж» - объединить, соединять, связывать, приводить в состояние гармонии и баланса.

в пещереВся Йога – это путь к просветлению, путь к состоянию «Йога». Это способ прийти в состояние сознания, кардинально отличающееся от состояния сознания обычного человека, и это состояние находится вне рамок дуальности, за пределами времени и пространства, за пределами смерти. Это состояние Самадхи. Но мы можем говорить об этом только условно.

Что же такое состояние Самадхи? По разным исследованиям у человека активно от 3 до 7% головного мозга. Встает вопрос: для чего же нужны оставшиеся как минимум 93%? А раз они есть, значит, они для чего-то нужны! И вся йога сводится к тому, чтобы понять, как сделать так чтобы все клетки мозга стали активны, чтобы они начали активно отстраивать связи друг с другом. И способность человека понимать себя и осознавать мир, в котором он живет, при этом сильно повышается. И состояние Самадхи это как раз то состояние, в котором активны все 100% мозга. И вся йога, как бы ее не называли: хатха, аштанга, кундалини и т.д. – имеет одну суть: прийти в состояние максимальной осознанности, когда у нас задействованы все клетки головного мозга. Все остальное: промывание носа, закладывание ноги за голову и т.п., это просто разные способы прийти в это состояние.

Йога это набор методов, позволяющих прийти в принципиально иное состояние сознание, состояние Самадхи. В «Йога-сутре» Патанджали, йога описывается как метод, состоящий из 8 частей: яма (5 принципов взаимодействия с внешним миром), нияма (5 принципов взаимодействия с самим собой), асана (практика работы с телом), пранаяма (дыхательные практики), пратьяхара (независимость сознания от органов восприятия внешнего мира), дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и Самадхи (как цель все этого).

Как же это работает? Как то, что мы научимся складываться пополам или закладывать ногу за голову может сделать нас просветленными? Йога это, прежде всего, путь к состоянию свободы, к состоянию тотальной свободы и тотальной осознанности. И здесь мы постоянно двигаемся к этому состоянию.

И первой на пути является хоть какая-нибудь свобода на уровне тела. Если вы оказываетесь в неудобном положении тела в пространстве, вы уже не можете функционировать нормально. Например, когда у нас болит тело, мы уже просто страдаем и пытаемся выжить. А практикуя йогу, мы постепенно приходим к состоянию, когда положение тела в пространстве нас не лимитирует вообще, т.е. в каком бы положении тело не находилось, мы спокойны, уравновешены и вольны думать о том, о чем хотим думать, чувствовать то, что хотим чувствовать. И это уже огромная степень свободы. И даже простые и очень простые асаны помогают развивать наше сознание.

Как же это происходит? Работа с телом очень сильно развивает сознательную часть нашего ума (это часть нашего ума, которая развивалась по мере взросления, это некие сознательные навыки, которые мы приобретаем по жизни и которыми мы пользуемся), и чем более развита у нас сознательная часть ума, тем более мы адекватны и успешны в этом мире. Все работает следующим образом: здесь нет идеи растянуть или напрячь мышцы. Любая асана это гармоничное взаимодействие всех частей тела между собой. Именно гармоничное взаимодействие. Если вы знаете как правильно расположить разные части тела относительно друг друга – положение будет комфортным. Здесь решающую роль играет не наша «растяжка», ни тонус наших мышц, а работа нашей центральной нервной системы. Все упирается в то, чтобы мы сумели дать правильную команду всем частям нашего тела, всем мышцам и суставам, чтобы они одновременно, одномоментно в совершенно конкретном положении тела в пространстве, провзаимодействовали так, чтобы все было гармонично, чтобы мы были свободны, чтобы нам было удобно, чтобы это положение было устойчивым. И в первую очередь это не работа мышц, не работа тела, это работа наших нервных клеток, которые обучаются давать правильные команды телу, а для этого они отстраивают связи друг с другом, и чем больше развивается наша нервная система, тем мы более осознанны. А когда мы понимаем как много в принципе асан и как много возможных вариантов взаимодействия разных частей тела между собой, становится понятно, что все это сложнее чем шахматы. И цель у нас очень простая, не стать более растянутыми, ни стать более сильными или более гибкими, это все побочные эффекты практики, у нас цель найти свои ограничения и начать их плавно, аккуратно убирать изнутри. То есть мы делаем не то, что ты умеем, а ищем в практике то, что у нас не получается, что не пускает нас дальше, и пытаемся понять, почему не получается. И это не проблема нашего тела, наше тело это просто инструмент, причина в отсутствии гармонии, в отсутствии «йоги» на уровне тела, и эту дискретность мы убираем, делая это в первую очередь работой нашего сознания, внимания и нервной системы. Но это все только очень маленькая часть йоги!

Дальше идут пранаямы, дыхательные техники, или даже не дыхательные в пещере Диматехники, потому что в реальных пранаямах мы не дышим. То, что мы знаем как пранаямы – все это не более чем дыхательная гимнастика. Пранаяма – это тоже степень свободы, но уже на уровне дыхания. Суть пранаямы заключается в том, что мы становимся свободными даже от процесса дыхания, на столько, что уже можем не дышать, приобретаем возможность не дышать и оставаться осознанными.

Как же дыхательные техники позволяют нам развивать сознание? Когда мы делаем асаны, мы развиваем сознательную часть нашего ума. Когда мы дышим пранаямы, мы работаем над тем, что считается подсознанием, что является неосознанным. То есть, дыхание контролируется функциями мозга, которые не зависят от нашего сознания. Здесь в качестве инструмента мы берем дыхание, что олицетворяет подсознательную часть ума и начинаем с ним взаимодействовать. В результате мы начинаем осознавать себя там, где обычные люди себя не осознают. Начинаем понимать те чувства, которые подталкивают нас к тем или иным поступкам, те эмоции, которые как бы управляют нашим настроением. И постепенно мы начинаем понимать, что на самом деле мы от всего этого свободны. Мы можем от этого зависеть, можем не зависеть. Но реальные пранаямы начинаются тогда, когда сердце и дыхание останавливается. И только тогда начинают происходить те реальные работы с энергиями, с тонкими каналами нади, о которых так много говорят. А до тех пор это простейшая дыхательная гимнастика.

Дальше идет работа непосредственно с сознанием. Следующая часть йоги называется пратьяхара – это состояние, при котором наш ум не зависит от той информации, которую приносят органы восприятия. Никакая информация извне не может изменить состояние нашего сознания. Это уровень владения вниманием, при котором мы полностью владеем всеми органами восприятия и можем быть независимы и свободны от любой информации, которую они приносят. Вы все видите, все слышите, но при этом вольны реагировать, либо не реагировать. Происходит разотождествление себя с органами восприятия.

Следующая часть йоги называется дхарана – состояние сосредоточения, концентрации. Это способность ума удерживать заданное направление внимания. После того, когда мы научились долго удерживать свое внимание однонаправленным, мы попадаем в состояние дхьяны – это состояние созерцания, медитации. Приобретается способность непредвзято наблюдать за собой и окружающей действительностью, не оценивая. При этом наше отношение к себе самому и к чайке пролетающей мимо, будет одинаковым. Это состояние недвойственности Ума. Когда мы не делим на Я и не-Я, на плохое и хорошее, на мое и не-мое, на правильное и неправильное и т.д.

И долгое пребывание в этом состоянии приводит нас к состоянию Самадхи. Это состояние когда активно максимальное количество клеток головного мозга, т.е. когда клетки становятся активными, они начинают также активно отстраивать связь между собой и мозг начинает светиться «как лампочка».

Поиск

Контакты

+7 (3812) 28-06-84
+7 913 628 06 84
 
г.Омск, ул. Маршала Жукова 78
Вход с ул.Маяковского,
Мы находимся на 2 этаже
 

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.